Изначальный вариант этого текста писался как статья для журнала ╚Игромания╩, и наверное в таковом качестве там и появится. Но одно дело журнал, где есть ограничения по объему, и по ╚кажуальности╩, а другое дело √ своя собственная страница. Кое-что я уберу, кое-что добавлю┘ Словом, это отнюдь не дубль.

ФЕВРАЛЬ. КОНВЕНТЫ ПАДАЛИ И ПАДАЛИ┘

Февраль √ весьма удобный месяц для проведения конвентов: новогодние праздники закончились, а майские еще не скоро. У студентов закончились каникулы и хвостовая сессия, а из не-студентов никто не сплавляется на байдарках и не копает дачную картошку на радость любимой теще, да и полевики-ролевики не разбежались по игрушкам √ словом, все сидят дома, и ощущают дефицит общения.

Таким образом в феврале и ╚рядом╩ с ним прошло сразу несколько мероприятий, причем самых разных направлений и в самых разных регионах.  Ролевые конвенты были организованы под Харьковом (╚Чугункон╩) под Нижним Новгородом (╚ВОЛК╩, Волжский Конвент), в Питере (Фестиваль Ролевого Костюма) и Самаре (╚СОК╩, самарский открытый конвент). У суровых реконструкторов, главным событием стал минский  турнир-фестиваль ╚Белый Замок╩, и наконец, ╚книжные фэны╩ провели РОСКОН √ классический конвент с участием знаменитых писателей, заматеревших любителей и себе на уме издателей, зорко высматривающих молодые таланты.

Охватить в одной статье все эти события решительно невозможно, и поэтому я подробно расскажу о двух ролевых конвентах: ВОЛКе и СОКе, благо побывал я на них обоих и, что называется, почувствовал разницу (а так же и схожесть) этих двух мероприятий.

ВОЛК (Волжский конвент-2001)

Небольшое вступление не по теме: если кто не верит, что закон подлости существует, так это зря. Оцените сами: решил я поехать на ВОЛКа на своей машине имени Не Самой Великой, но все же Исконо Русской Реки. Тем более, что Ока как раз протекает рядом с городом Дзержинском, где и проводился ╚Волк╩, и наверное в поездке на ╚Оке╩ в те края должен был бы быть некий сакральный смысл.
 
Так самая машина имени Не Самой Великой, ее водитель и последствия снегопада по дороге "туда". Дорога обратно еще предстоит...

Щаз! Для начала я слишком расплывчато договорился с потенциальными пассажирками, и в результате мне пришлось отказать в месте в машине двум милым девушкам, всерьез рассчитывавшим на меня. А во вторых┘ Весь уикенд стояла прекрасная погода √ кроме тех двух дней, когда мне надо было непосредственно ехать, в результате чего туда я 400 километров туда ехал 8 часов по снегопаду, а обратно √ 7. Тоже по снегопаду. Не самое радостное занятие, надо сказать. Однако машинка показала себя молодцом, и даже закапризничав на обратной дороге, долго упираться не стала, а вновь завелась, и покатила дальше. Ну, а теперь, собственно, к конвенту.

Нижний Новгород, как ни странно, довольно долгое время оставался в стороне от набиравшего силу ролевого движения. Отдельные люди, конечно, бывали на играх, ездили на конвенты (в основном √ на казанский Зиланткон, де-факто ставший главным ролевым конвентом России), но всерьез браться за организацию каких-то своих масштабных проектов, нижегородские ролевики стали лишь в последние три-четыре года.

Среди этих проектов были и удачные, и не очень (самый известный, пожалуй √ прошлогодняя игра ╚Ангмарские Нижегродские╩) √ но в любом случае, основная масса народу, что называется, варилась в собственном соку. Собственно, это и было главным соображением, которое подтолкнуло несколько активных личностей из клубов ╚Иноземье╩ и ╚Зазеркалье╩ начать проводить региональный верхне-волжский конвент в Нижнем Новгороде.

О его целях администратор ВОЛКа Томка Инь (Майа Колеганова)  сказала примерно так:

╚Идеи и находки российского ролевого движения доходят до нас с опозданием лет на пять, и нам это в конце концов надоело √ мы хотим, чтобы наши, нижегородские, узнавали о них из первых рук. Кроме того, общение с гостями из других городов даст нашим представление об общем уровне, на котором сейчас находится движение. Что греха таить, есть у нас так называемое ╚болото╩, то есть люди, которые сами поленятся куда-то ехать, и будут жить, считая себя круче всех √ так пусть же они увидят, насколько далеко вперед ушли в других городах, авось и наше болото расшевелится!╩

Эти слова, возможно, звучали несколько резко, тем более по отношению к своим землякам┘ Но, к сожалению, подобные ╚болота╩ существуют везде. Можно их пинать и пытаться расшевелить, можно махнуть рукой, можно старательно не замечать √ в Нижнем Новгороде выбрали первый путь, и это безусловно достойно уважения.

То же самое можно сказать и об самой организации ВОЛКа √ редкий случай, когда все было сделано без какой-то материальной и моральной помощи от властных структур. Под проведение конвента был арендован зимний пионерский лагерь. В оргвзнос входило трехразовое питание в столовой, по желанию √ оплата кроватей и белья (не желающие обходились пенками и спальниками). Для гостя, желающего получить ╚все╩ конвент обходился в 300 рублей на три дня √ сумма, в общем-то не копеечная (особенно для студента или школьника из глубинки), но и жутко разорительной я бы ее не назвал.
 
 
Силуэт охранника в камуфляже на входе уже стал привычной чертой почти любого ролевого конвета. "Пушка" у него, конечно же, не более чем антураж, а вот работа по недопущению на территорию "лишних людей" вполне реальная.

Так же всяческих похвал заслуживает и то, как на ВОЛКе выдерживалось расписание. Опоздав с открытием примерно на час, конвент оставшиеся два дня так и шел, стабильно с тем же отставанием, что после Зилантконовской чехарды с графиком мероприятий выглядело чуть ли не как идеальная точность. (Правда, не стоит забывать, что и народу здесь было 200 человек против 1500 в Казани).

Собственно же набор мероприятий был стандартным для ролевого конвента: был бал, была ярмарка. Были представления игр, на которые, может собиралось и не так уж много народу, но народу заинтересованного. Был турнир, по итогам которого вручались призы (в том числе и от фирмы ╚Нивал╩ - после дебюта в Казани ╚Нивал╩ не оставляет своим внимание ролевые конвенты, справедливо полагая, что ╚если люди играют √ значит это наши люди!╩).
 
Без турниров не обходится ни один игровой конвент. Это - фрагмент турнира на ВОЛКе, причем сражаются, если я не ошибаюсь, бойцы из Дзержинска и Казани.

Было бы удивительно, если бы ВОЛК обошелся без театральных представлений √ нижегородский ╚Театр мсье Андре╩ достаточно известен и в ролевой среде и за пределами Нижегородской области, так что выступить на родном конвенте ему, что называется, сам бог велел. ╚Велению свыше╩ труппа не сопротивлялась, и для  начала настроила гостей на философский лад инсценировкой повести М. и С. Дьяченко ╚Оскол╩, а потом развлекала молодежно-попсовым фарсом по мотивам ╚Гамлета╩. Грешно, конечно, смеяться над классикой┘ Но √ каюсь. Смеялся.
 
Эпизод из спектакля "Оскол". Декорации минимальные...

Еще одно развлечение, входящее в моду на ролевых конвентах √ ╚техногенный турнир╩. Пятнистые комбезы, пневматические ╚пушки╩, черные шапочки, две команды √ одна штурмует, другая обороняет┘ Батюшки светы, да это же  натуральный ╚Каунтер Страйк╩ на местности! Вот только пулемет купить нельзя, да и подсчет попаданий не автоматизированый. Конечно, пайнтбол в этом смысле более адекватен, зато ╚китайская пневматика╩ дешевле √ а удовольствия почти столько же. Вот только почему это называется ╚ролевой игрой╩? Впрочем, ╚техногенка╩ и ее место в общей картине игрового мира √ это тема для отедльного и очень немаленького разговора.

Следует сказать, что старания организаторов не пропали втуне. В этом году на ╚ВОЛК╩ приехали гости не только из Нижегородской области, но и из достаточно далеких городов, как Киров/Вятка, Казань, Самара┘ Москву на ВОЛКе представляли представительные представители (это я завернул, да?) сразу нескольких направлений ролевого движения. Во-первых, это были  ╚Ящик Пандоры╩ мастера самой, пожалуй, многообещающей по своей концепции игры будущего сезона. Во-вторых √ инициативная группа ╚Ассоциации техногенных игр России╩, и в третьих √ создатели динамично развивающегося сетевого ресурса ╚Александр-6╩ (http://www.alexander6.ru), которые справедливо полагают, что сеть сетью, а живого общения еще никто не отменял.

СОК (Самарский Открытый Конвент 2001)

Исторически сложилось, что Самара, несмотря на свою большую географическую удаленность (по сравнению с Нижним) мне как-то ближе и роднее. Наверное, это связано с тем, что многие из моих экспедиторских поездок заканчивались здесь, и бывало, я после них заваливался к местному народу. Кроме того, есть в Самаре некая философичность √ свидетельства чему легко найти в разделе ╚Веселые картинки╩.

В этом году, кстати, для меня произошло эпохальное событие √ я наконец-то нашел в Самаре метро, и даже прокатился на нем! Оно там проложено как-то странно √ из ╚не-центра╩ в ╚не-центр╩. А когда его дотянут до центра √ вопрос опять же весьма философский. А теперь √ собственно о конвенте.

Если ВОЛК создавался целенаправленно, то СОК родился, можно сказать, случайно. В 1998 году бойцы самарского клуба ╚Легион╩ проиграли на турнире в Новокуйбышевске, и возникла идея в следующем году сделать турнир-реванш, уже в Самаре. В ходе подготовки кто-то попросил дать возможность заявить игру, потому вдруг оказалось, что в программе турнира есть еще и литсеминар┘ И тогда все поняли: это уже не турнир, а конвент. Хотя и очень маленький.
В 1999-м году в Самаре собралось 140 человек, в 2000-м √ 250, в 2001-м √ тоже около 250-ти. Такое отсутствие роста численности гостей не пугает председателя оргкомитета Дмитрия Орзаева (так же известного как Оборот, сокращенно от Оборотня).

- Мы делаем областной конвент √ говорит он, - И мы не  гонимся за количеством приехавших, нам гораздо интересней их, так сказать качественный состав. Одна из наших целей √ создание методического центра по ролевым играм Самарской области, и конвент √ своеобразный инструмент этого. Мы рады гостям из дальних городов, например, сейчас среди нас есть и уфимцы, и казанцы, и москвичи, но прежде всего мы ориентируемся все-таки на Самару и самарский регион.

Некую официальность языка Обороту можно простить: сейчас он носит громкий титул ╚Педагог дополнительного образования, отдел социальной практики╩, и работает в ╚Центре Социализации Молодежи╩ (ранее √ ДК профсоюзов). Собственно, и сам конвент проводится как плановое мероприятие ДК, что снимает множество проблем, в том числе и финансовых: оргвзнос на СОК составлял всего лишь 30 рублей (это к вопросу о ╚почувствуйте разницу╩) √ впрочем, поселение и кормежку на СОКе гости обеспечивали себе в основном сами.
 
Педагог дополнительного образования и его дополнительно образованные воспитанники (Педагог - в центре).

Собственно говоря, каких-то особых открытий на тему организации конвента на СОКе на случилась √ программа была схожа с нижегородской. Правда с одной стороны, не было театра (так случилось в этой жизни, что своего самодеятельного театра у самарских ролевиков нет, а гастролеры не приехали), но с другой √ турниров было два, игровой и ╚железный╩, то есть, более близкий к реконструкторскому. Причем победителей на железном турнире оказалось двое - только не спрашивайте у меня, как это получилось. Я сам в непонятнках.... Впрочем, призов хватило на всех.
 
Нивал не дремлет! Впрочем, реклама игровой компании на игровых мероприятиях - явление естественное, и мне даже странно, что до сих пор до этого никто не додумался. Ведь ролевики - это в чистом виде "тарджет груп"...

Так же, в отличие от ВОЛКа, литсеминар в Самаре был заранее запланирован и организован (в Дзержинске им должны были заниматься москвичи, а вернее москвички - мои неслучившиеся пассажирки. Как прошел он, и был ли он вообще - я не знаю до сих пор.) А в Самаре произошел трагикомический случай: вниманию жюри наряду с прочими произведениями была представленна аккуратно переписаная баллада Вальтера Скотта из "Квентина Дорвад". То ли девушка всерьез решила воспользоваться случаем, то ли она так проверяла жюри на вшивость... Словом, получилось забавно, хотя и не очень приятно.

Был и бал... Причем именно бал, а не танцульки для простонародья. В смысле, что не умея и не стоило лезть. Вот так вот постою еще годика два на таких балах, стенку поподпираю - и начну жалеть, что не учился танцевать! Причем, что характерно, склонность к танцам обычно проявляют девушки, и очень обижаются на кавалеров, которые почему-то отказываются составить им пару: "Ведь это же так просто! Ты научишься за два такта!". Но понаблюдав на самарском балу за одним хорошим человеком, которого дама буквально возила как вагонетку с породой, я уверился в мысли, что лучше стоять на своем. В смысле - на своем месте у стены.

Впрочем, на СОКе (как и на ВОЛКе) те, кто желал чему-то научиться, могли это сделать: в расписании стоял мастер-класс танца, и результаты можно было наблюдать на балах: кто не ленился - тот танцевал.
 
Балы на ВОЛКе (справа) и СОКе (слева). Кто не захотел учиться - стоят и выполняют важную работу по подпиранию стены (вдруг рухнет?), а кто захотел - в центре зала и внимания!

Так же отличительной чертой СОКа является традционный ╚королевский прием╩, проходящий перед закрытием. Здесь гости могут показать все свои действительно ролевые способности, и представиться королеве конвента хоть чертом, хоть ангелом (это не преувеличение), обрадовать ее песней или танцем, или рассказом┘ Словом, королевский прием √ нечто среднее между ролевой игрой и концертом, и мне даже жаль, что в этом году он был очень недолгим.
 
Королевский прием на СОКе. Здесь можно было встретить самых разных персонажей... Особенно рекомендую обратить внимание на "черного с косой" и "белую, с крылышками". Правда, пиво "Дизель" здесь асболютно не при чем ;-).

Клуб ╚Легион╩ традиционно не ограничивается ╚фэнтези╩ - ребята из него не прочь покрасоваться в пятнистой форме, и изобразить бравых парней скорее из будущего, нежели из прошлого. Охрана конвента была как раз набрана из них. Несла она свою службу с усердием и тщанием, да с такими, что ухитрилась не пустить на территорию ДК его заместителя директора. И, судя по всему, вполне возможно, что игра игрой, а контракт на реальную охрану здания┘ Впрочем, это уже, как говорится, совсем другая история.

ЭПИЛОГ

Массовость √ не всегда благо. На небольшом конвенте проще сверстать программу, легче уделить внимание растерявшемуся новичку, или творческому коллективу, наделенному всеми талантами, кроме одного √ пробивного. В случае какой-то накладки можно симпровизировать без каких-то особых потерь времени и испорченного настроения.
 
Пример той самой импровизации: нет свободной комнаты? Не беда - представление игры можно провести и на лестнице. Тем более, что заявляется игра по Древней Греции, и широкая лестница ДК сойдет за ступени амфитеатра. Кстати, ее представляет Томка Инь, всего две недели назад бегавшая по этажам зимнего лагеря в качестве "члена оргкомитета", а теперь - гость на СОКе.

И наконец - немного о грустном. На небольшом конвенте легче усмирить ту самую паршивую овцу (а чаще барана), которые есть в любом стаде. Как говорили в советское время √ ╚есть еще в наших рядах такие, кто┘╩. Что греха таить. Действительно, есть. И на ВОЛКе, и на СОКе они тоже, увы, были. И на мой взгляд, преподать урок хороших манер паршивому барану проще когда он один, а не когда десятка два баранов из разных городов собираются в безмозглое стадо. Только не надо говорить, мол ╚начал за здравие, а кончил за упокой╩. Это признание реалий жизни, и призыв им противостоять с открытыми глазами.

В 2000 году на ╚Зиланткон╩ в Казань собралось около 1500 человек  - точную цифру не назовет, пожалуй, даже оргкомитет. Как этот конвент не рухнул под собственной тяжестью, каких сил, нервов и денег это стоило √ члены оргкомитета не назовут тоже, просто чтобы лишний раз не вспоминать. Возможно в будущем году число гостей ╚Зиланта╩ будет каким-то образом ограничиваться, но ведь потребность во общении никуда не денется, более того, она будет расти √ в ролевое движение приходят все новые и новые люди. И вот здесь должны сыграть свою роль небольшие региональные конвенты √ что собственно и происходит. Думаю, что ╚конраннерам╩ придется с каждым годом трудиться все больше и больше, потому что существует еще несколько проектов, которые возможно, будут реализованы в будущем сезоне.

Вернуться на страницу "Ролевые игры"
Вернуться к содержанию