Трудно быть монстром.
    ⌠А со Свиридова и Йовин призы удерживаются
на ремонт паркета, поломанного
монстрячими клыками!■
(Тэм на менестрельнике в Форменосе.)
    ⌠Алексей, сиди спокойно, здесь
менестрельник, а не монстрятник!■
(Кинн на Зиланте-95.)
 ⌠Монстры нас почтили посещением!
Гитару маэстро...■
(Равен на Эгладоре-97.)
     Итак: я ≈ монстр, а монстр ≈ это я. Под этим подкупающим своей дружелюбностью термином понимается, что Свиридов не просто человек с гитарой, который умеет песни сочинять, а, извините за выражение, маэстро. А также пример для подражания и стремления к похожему положению, источник компетентного мнения, специалист по технике музо- & стихо- сложения, и прочая, прочая, прочая...
     Быть монстром на первый взгляд легко и приятно. Все тебя знают. Все тебя хотят ≈ в смысле ⌠Леха, спой■. Новые творения воспринимаются со значительно меньшей предвзятостью, чем изготовленные малоизвестным абстрактным эльфом в необмятой занавеске.
     А уж какие комплименты выслушивать случается... Опять же, сольный концерт ≈ плиз-пожалуйста. Аудио-видеокассеты с записями гениального меня ≈ нарасхват, файлы с текстами песен ≈ куда только не доползли! Словом, не жизнь, а вроде как сплошная коту масленница.
     Все оно конечно так ≈ и не так. По крайней мере не очень так. Положение ⌠монстра■ не знаю как для кого, а для меня лично имеет множество отрицательных сторон, и про них я сейчас попробую рассказать. Во-первых ≈ чтобы на жизнь пожаловаться, а во-вторых ≈ вдруг какая-нибудь практическая польза будет. Например абстрактный эльф не будет упорно стремится называть меня на ⌠вы■.
     Беды разнесчастного понятого гения (хотя непонятый, конечно, несчастнее) можно сбить в две кучки: отношение общества к нему, и отношение его к обществу.

    Кучка первая. ⌠Общество и я■. ⌠Коли уж мы тебя в монстры записали, то давай, соответствуй!■ ≈ говорит общество. То есть: если монстр есть, он должен работать. В моем случае ≈ петь. Причем, что интересно, песни-то уже всем знакомые, многие их практически наизусть знают. Но вот автор живой стоит ≈ это ж круто, к тому же ему ведь и подпеть можно ≈ в лучшем случае.
     А в худшем получается так: ⌠Леша, спой...■ ≈ и через пару минут Леша чувствует себя в роли эм-радио, включенного для фона. То есть почитатель/почитательница непреходящего таланта мирно возвращается к своим делам-разговорам, дальним краем уха ощущая, что ⌠оно■ где-то там звучит. Монстрирует.
    А еще общество (некоторая его часть) от большого уважения начинает монстра бояться ≈ это относится к начинающим менестрелям в основном. Типа ⌠как я буду петь в присутствии самого Свиридова! А вдруг он скажет, что плохо ≈ как тогда дальше жить?■ Кроме шуток, и такое приходилось слышать. Ведь хрен обьяснишь, что даже у ⌠самого Свиридова■ могут быть личные вкусы, что у него может быть плохое настроение, что свою планку личных оценок он и сам признает весьма завышенной...
    Хоть обобъясняйся. Все равно будет трагедия: монстру не понравилось А раз они, монстры, такие страшные ≈ долой этих чудовищ оттуда, где их могут испугаться. Типа тех же самых менестрельников: попытка вылезти и что-то такое показать уже стабильно воспринимается чуть ли не как личный наезд на каждого из окружающих. Типа пришел боксер-тяжеловес на дружеский матч между шестым А и пятым Б, и все ≈ счас все тортики заберет.
    ⌠У вас ≈ своя свадьба, у нас ≈ своя■ ≈ говорит общество, полагая, что монстрам хорошо и в тех заоблачных высотах, где по мнению общества оные монстры и обитают. Хотя, замечу по личному опыту, живем мы точно там же, где и все остальные.
     Еще забавность: не знаю как кому, а мне пару-тройку раз очень живо и очень наглядно продемонстрировали, что я как сам по себе человек большого интереса не представляю. Ну да, стоит тут рядом какой-то, что-то вякает почти не в тему... Но вот выясняется, что это ⌠сам Свиридов■: сразу же и уважение в глазах, и к словам прислушиваться начинают, и шуткам радостно смеяться ≈ а я и гадаю: блин, да что ж это со мной такое произошло за последние две минуты? Только что был так себе человек из толпы, и вдруг ≈ душа общества.
     Неужто я без ореола монстризма своего всего лишь серая и занудистая личность, а всякого рода дружелюбие окружающих ≈ исключительно следствие популярности тех самых двух десятков песен? Весьма неприятные размышления, замечу я вам, дамы и господа!

     Но это уже переход на тему... Кучка номер два, под названием ⌠я и общество■. Как высказывался в свое время некто Владимир И. Ульянов, жить в обществе и быть независимым от него невозможно. Либо посылай всех и торчи в одиночестве, как весь из себя могучий дуб среди долины ровныя (или недовыкорчеванный пень на пустыре), либо соответствуй! И привыкай, пусть тебе даже и не все нравится.
    А уж когда привыкнешь, так и система ценностей поменяется, глядишь и новый кайф от жизни получишь! Причем там, где до сих пор плечами брезгливо передергивал.
    Для начала ≈ от монстра ждут не просто новых песен, от него ждут новых шедевров. А значит монстру надо предьявлять к себе повышенные требования. Проходных текстов на трех аккордах ему уже не простят! И еще, опять же мое личное. Как-то стыдно и не по чину применять уже один раз использованные приемы и ходы ≈ хоть свои, хоть чьи-то. Абстрактный эльф может сочинять, и показывать публике хоть десять одинаковеньких песенок про ⌠мы идем рубить врагов, любимые нас ждут■, различающихся только местом действия - Кринн там, или Эления какая-нибудь. А я себе такого позволить уже не могу, и поэтому новых песен у монстра Свиридова последнее время так мало. Причем, что интересно, таки появшиеся песни отнюдь не все шедевральные творения.
     То есть ≈ последствием появления внутренней цензуры стало заметное снижение количества при не таком уж и сильном повышении качества. Весело, да? Есть еще такая опасная вещь, к которой монстр быстро привыкает ≈ уже поминавшиеся похвалы и комплименты.
    Куда как приятно их слышать, и это словно наркотик ≈ а когда кто-то вдруг высказывает нечто критическое, то становится не по себе. Это пока что всего лишь ⌠не по себе■, а что дальше? Записывать невосхитившихся в личные враги, а за пародию призывать верных последователей к утоплению еретика в пруду? (Впрочем, верные последователи не дураки, насчет пруда и сами догадаться способны).
    Например: я уже привык, что меня всегда просят спеть. Более того, когда этого не происходит, я начинаю ощущать дискомфорт, мол что-то не так, что-то неправильно... А от этого всего пара шагов до следующего настроения: ⌠Как?! Меня не просят спеть?!! А ну дайте, я сам начну! А кому не нравится может валить нафиг!!!■
Сейчас (подчеркиваю ≈ сейчас) мне такое кажется крайне неправильным и неприятным. Но время идет, к стереотипу ⌠пришел ≈ просят■ я привыкаю все больше и больше, и ≈ блин! ≈ не поручусь, что в конце концов не превращусь в такого вот урода.
    И еще одна опасность в ⌠пришел-просят-почему бы нет■. У менестреля основная часть влияния на слушателя идет не от правильно поставленного голоса и не от быстроты пальцев на струнах, а от... как бы это выразиться... энергетического посыла, что ли. (Страсть не люблю энергуйство и прочую трансциндентальщину, но термин наиболее подходящий ≈ и краткий, и более-менее верный.) Есть посыл ≈ все, они твои. Все хором, а те, кто не твои, как-то где-то в другом измерении. Ну так вот, а выступая по заказу весьма трудно этот энергетический посыл вызвать к жизни.
    И работаешь без него. Раз проканало, второй раз проканало ≈ рука и голос набиты, жесты идут уже автоматически, в нужном месте ⌠сделать голос■ тоже не проблема, все вроде бы и неплохо... А чего-то не хватает. Потому что халтура. И есть реальная опасность, привыкнув технически грамотной халтуре, даже при желании не суметь вернуться к живому слову.
    Яркий и очень неприятный пример ≈ мое выступление на Зиланте-96. Оно получилось более, чем малость неудачным. Почему ≈ потому что работать на публику по-настоящему я смог заставить себя только ближе к концу. А поначалу такая расслабуха шла: объявляют Свиридова, зал заранее радостен, а Свиридов начинает отбывать номер... Убил бы гада! (морально).
    И результат соответственный: я на сцене сам по себе пою, а в зале народ сам по себе треплется. Кто-то входит, кто-то выходит ≈ это же хуже, чем гнилым помидором по морде, когда во время песни из зала тихо, вежливо так выходят прочь!

    Такие вот пироги с котятами. Не буду делать вида, что нынешняя известность и - не побоюсь этого слова - слава, мне не нравятся. Нравяться, и даже очень. Но все монстрические мелочи, которые вполне могут трансформироваться в ⌠крупночи■, меня начинают доставать. Как с ними бороться - пока не знаю. То, что я эту статью вообще написал - как раз попытка такой борьбы. Может, какой-то толк и будет?

Вернуться на страницу "Искусство"
Вернуться к содержанию