Лекция для студентов 4 курса заболевания прямой кишки www.mediccity.ru.
 Стрельник: Мини, макси, миди...
(субъективные заметки)

   Началось все довольно странно. Мой приятель меня спросил: "Леха, а что там у толкинистов за менестрельник? Говорят, они на три дня кинотеатр арендовали... Я-то думал, они бедные, а они во какими бабками ворочают!"
   Меня это заинтриговало, я начал узавать что к чему, и кончилось все тем, что я на него таки сходил, на один отборочный концерт, и один финальный.
  Само собой, что о какой-то там понтовости-пафосности речи не шло. Администрация округа, дабы отчитаться о своей борьбе с молодежью и ее последствиями нуждалась в мероприятии, а кинотеатр (известно, какие сейчас доходы у кинотатров от собственно фильмов) - в хороших отношениях с администрацией. И путем нехитрой комбинации все (включая и самих менестрелей и их слушателей) получили желаемое.
   Организовывал все клуб... Бейте меня люди добрые, не понмю как он называется. Проще сказать - отче Федор, и жена его Бася, которые были так сказать официально во главе. Звуком занимались Толченов и Булгаков, а за собственно менестрельскую часть отвечала Джэм. Разумеется, что силы к тому, чтобы менестрельник все же состоялся, прикладывало еще множество народу, и если я их не назвал - то не со злобы, а исключительно по малоинформированности.
   На первый отборочный концерт (на нем меня не было) менестрелей собралось... Ажно четыре штуки! Но второй расставил все по местам: не хватило ни мест в малом зале, ни времени на выступления. Последний же, финальный, прошедший 7-го марта шел уже в большом зале, и занял 4 часа.
   Описывать все подряд я не хочу, да и вряд ли смогу, и поэтому просто остановлюсь на характерных моментах.

Организация
   Количество орг-бардака было не то чтобы низким... Но скажем так: терпимым. То есть: назначен концерт на 11, в 12 объявляется, что он начнется в час (чего-то не успели привезти). Оно, конечно, тоскливо, но к часу это "чего-то" привозят, и концерт все же начинается. Это тот самый случай, когда бардак неоспорим, но терпим.
   От финального концерта ожидалась некая театрализация действия. Всех просили приходить в игровых прикидах, пугали прессой и телевидением. На сцену посадили короля Артура с супругой...
   Но в прикидах пришло очень мало народу, и большого смысла в этом не было. Шут всячески пытался развеселисть короля, королеву и зал, но опять же это было не очень-то осмысленно - на игровой менестрельник все было похоже мало, а для "творческого конкурса" с проставляющим баллы жюри эта антуражность не очень-то и нужна.
    Телевидения я не заметил, но пресса, по слухами, таки была - газета "Южный Округ ". Во времена житья в Северном Бутово читывал я этот "Округ", и поэтому отнесся к известию о его присутствии безо всякого внутреннего трепета -  это есть пресный и скучливый  местечковый листок, из тех, чей смысл существования от меня сокрыт. Впрочем, может я и не прав - отношения с местной администрацией клубу поддерживать как-то надо?

Лаурераты и призеры.
   Это наиболее сложный вопрос. Уже давным давно отделены "агнцы от козлищ", то есть "менестрели" от "монстров". "Монстры" - вне конкурса, а менестрелей журит представительно жюри. Победившим - призы и почет.
    Но: не пора ли и среди менестрелей ввести разделение? Вот к пример - Ангел, или скажем Сильвар выступали в конкурсе, но ведь на их фоне начинающим (может даже и не худшим) делать нечего, потому как у них - уже есть имидж, есть так сказать, группа поддержки, и отношение к ним меньше зависит от того, а как собственно они выступят именно на этот раз.
    То есть на чашу весов мнения публики и жюри дополнительно к собственно уровню выступления на данном конкурсе ложится и так сказать "выслуга лет". Что с этим можно сделать? Можно набрать в жюри компетентных, но абсолютно левых людей (сам понимаю - бред, так и видится лысый искусствовед, двадцать лет назад защитивший диссертацию на тему "Партийное руководство Костромским Симфоническим Оркестров в 1932-35г.г). Можно продолжать делить менестрелей на "полумонстров", "2/3 монстров" и так далее - тоже дурость. А ничего другого в голову пока что не приходит... Именно поэтому я и не пошел в жюри, хотя возможность такая была.
    Так что нельзя сказать, что лауреаты и призеры (Сильвар, Ласик, Ангел, Нарвен, Турин) были поименованы не по заслугам.  Но и утверждать, что они были бесспорно лучшими на этом менстрельнике я бы тоже не рискнул.

Общий уровень выступлений.
     Я так и не понял: почему господа менестрели и менестрельши так любят петь мрачные и длинные песни? Восемь из десяти - мрачно, обреченно, и так куплетов на восемь-десять. Нет, я все понимаю, жизнь штука тяжелая... Но не верю я, чтобы настолько! Неужели кроме "чьим-то мечом я пронзенный лежал" нет других тем?
     Возможно, дело в кумирах тусовки, но ксерить джемовские, или дэновские песни и манеру исполнения, а потом от руки их раскрашивать висюльками и завитушками - ничего хорошего из этого не выйдет.
     Девушки с гитарами - это отдельная тема. Нет, мрачность, обреченность и длинность у них тоже вполне себе. Но еще добавляется голос. Нет, не так - ГО-О-О-О-ЛА-А-А-А-АС!!! Трудно оспорить, что голос среднестатистической молодой девушки звучит приятней, чем у столь же статистического юноши. И девушка может взять этим голосом более высокие ноты. А раз могут - так и берут. "Ух, как оно может!" (с) профессор. (Нет, не Толкиен, а другой, по фамилии Выбегалло.)
     Одним словом - девушки с гитарами имеют тенденцию увлекаться красотой (чаще всего имееется в виду высота нот) своего голоса, а если он "сильный" - так еще и силой. И неважно, что вместо песни получается какой-то общий мелодичный поток, из которого можно выделить лишь отдельные слова. Зато как звучит! Или не звучит - то ли задумано так, то ли просто пресловутый голос куда-то делся, но только что все гремело - и вдруг утихло, шепотом произносится несколько слов - и снова он, ГО-О-О-О-Л-А-А-А-С.
     Кстати, не подумайте, что я призываю всех менестрелей бубнить себе под нос. Но все-таки, сильный голос - это оружие, которым надо уметь владеть. А неумение выглядит печально и малоприятно.

Общее впечатление и прочие полезные мысли?
     В антракте я подошел к компании, сидевшей и певшей очень даже милую песенку, которая со сцены бы пошла на ура. Спросил - а почему вы не вышли с ней. Ответ был - да мы протормозли, а теперь уже поздно.
     Я думаю, что общий невыский уровень выступлений на этом менестрельнике - не показатель того, что московская тусовка обеднела и поглупела. Просто многие именно протормозили, хотя в этом и не обязательно их вина. Я уже говорил, что на первый тур пришло всего лишь четверо - остальные просто не знали, что что-то будет. А на втором не хватило времени по-нормальному.
     Наверное, стоит самый первый отбор делать не на уровне "отборочных концертов", а на уровне инидивидуального прослушивания, причем не в один день (слушать двадцать исполнителей подряд - кто не озвереет?), а в разбивку. И только потом начинать компоновать концертные выступления.
     То что получилось сейчас, не было плохо. Но сказать, что все было хорошо и замечательно я пожалуй тоже бы не рискнул.

Вернуться на страницу "Искусство"
Вернуться к содержанию