ГЛАЗ, ВВИHЧЕHЫЙ В...

Даная статья опубликована в ╧1 журнала "Моё Королевство" (в просторечьи "МоеК", Москва, в 1997г.

Внимание! Всё здесь написаное является моим личным мнением, и на единственно справедливую истину не претендует. Компетентность же мнения оценивайте
сами.

    Давным-давно (отнюдь не в прошлую пятницу) папа восьмиклассника Леши
Свиридова купил новую кинокамеру.
    А старый "Кварц" отдал сыну. Обьяснил, где какую кнопку нажимать,
обещал пять рублей в месяц на пленку-проявку - и пошел восьмиклассник с
камерой в школу...

    За 8-9-10 классы я наснимал где-то часа на два с половиной. Потом, во
времена первого курса института, камера летально сломалась, прервав таким
образом карьеру молодого документалиста. (Я промакнул платочком уголки
глаз...)

    Новую кинокамеру я так и не купил, а вот тоска по чему-то запечетлевающему
в руках осталась, и остаётся до сих пор. А пока своей камеры нет, я смотрю
кассеты с игр и конов, и узнаю знакомые по себе операторские ошибки,
которых научился избегать на собственном горьком опыте. А также вижу новые,
которые привносит специфика видеосъёмок - и становится обидно. Обидно за
операторов, которые самоотвержено тратят и время, и деньги, и силы -
например только Макс с Тамарой Фангорны знают, чего им стоила беготня по
"кериметру" на ХИ-96. И обидно за зрителей, которые вынуждены постоянно
себя уговаривать - это не профессионалы, и спасибо им, что хоть такие
съёмки были!

    Спасибо, конечно. Но ведь можно же было ошибок и не делать! Именно этим -
перечислением ошибок я сейчас и займусь. Может быть кто-то, уже делающий
это благое дело - съёмки игр, или кто-то только собирающийся этим заняться,
сможет их избежать.

Итак, поехали!

    Hеудачные и/или однообразные ракурсы. Оператор, заняв позицию, откуда
глазами все прекрасно видно, (что совсем не означает хорошей видимости для
камеры), так и стоит на ней. И стоит, и стоит, и стоит... Ему бы перейти на
другую точку, а он увлёкся. И в результате - даже сверхвыгодный для съёмки
сюжет, показаный только с одной точки, теряет половину своей
привлекательности. Да ещё и кадр почему-то нерезкий.
    Чем лечится? Рецепт в общем-то вытекает из описания сути ошибки: почаще
менять точку съёмки, и помнить, что камера - это железка, которая чем
умнее, тем тупее. И снимая дальний план надо иметь в виду, что автофокус
может навестись на кустик в двух метрах, и испоганить всю малину.

    Hеудачная композиция кадра. Действительно, по-настоящему красивых кадров
очень мало. Причём на уровне сознательного восприятия даже не всегда и
скажешь, почему вот этот сюжет прям-таки за душу берёт, а этот проходит
совершенно незаметно.
    В одной книге я встретил ⌠правило решетки" - как должен делиться кадр,
сколько должно быть первого плана, сколько дальнего, чем они должны
разделяться. Может быть это и слишком технично, но похоже, что поискать и
запомнить какое-нибудь подобное правило всё же стоит. Это конечно не
относится к ⌠операторам от бога■ - но таких пока не встречал.

    Стремление к "подробности". Этого у кинооператора быть не может (пленка
невосполнима, да и вылетает быстрее), а вот видеооператор может хоть десять
минут подряд снимать какой-то так себе обряд. Да, конечно, кому-то может
это интересно - например участвовавшим. Hо средний зритель - даже ролевик -
воспримет в лучшем случае первые пять минут из этих десяти, и промотает
остальное. Или возьмем зилантовскую кассету 96-го года. Борьба за имена.
Долго, подробно - и неинтересно, даже мне, бывшему там. А не бывшим к тому
же и не очень понятно.
    Бороться с этим трудно - придётся наступать на горло собственной песне.
Трудно - но надо. Хотя бы при монтаже.

    Сюжеты с говорящими головами и телами. Тоже чисто видео-беда, сродни
предыдущей. Многоминутные докладания на том же Зиланте - так ли они нужны
на экране? Пусть доклады печатают на бумаге, а видео должно запечетлевать
движение. А получается что-то в стиле программы "Время", посвящённой
"ноябрьскому, 1981 года пленуму ЦК КПСС".
    Лечится исключительно личным чувством меры. Впрочем - кто себе доктор?

    Звук. Это и туда же, к докладам, и вообще. Уж сняли доклад, ладно. Ну так
не забывайте, что человеческое ухо слышит не так, как микрофон! И при
просмотре голос куда-то пропадает. Зато вылезает какое-то бормотание за
спиной оператора. Из-за звука здорово теряют барды/менестрели - средний
оператор-любитель редко способен поймать ту "ауру увлечённости", которая
обычно и есть главное оружие поющего человека. А если ещё и звук так себе,
то самого хитового монстра с гитарой-флейтой можно на экране превратить в
так себе среднерукого лажовщика.
    Редкая удача в этом смысле - Фангорновский
ролик "дуэль Финрода-Саурона" (Лорка-Эжен), но тут и сами исполнители
немало привнесли. А кроме того, снималось всё "под фанеру". Пошло, попсово!
Но результат налицо.

    Увлечение возможностями камеры. Самый якрий пример: жуткая котлас`ская
кассета. Половина сцен идет в замедленном темпе, и так на два часа. Или
Фангорн▒ы, которые очень любят фазированую сьемку. Раз, два, три - но не до
бесчувствия же! Иногда это обусловлено чисто техническими причинами, но тут
надо думать - может взять себя в руки и бросить снимать, раз темно на
дворе?
    То есть вывод - опять помнить о зрителе, которого трудно чем-то удивить. И
найти в себе силы не подражать Биз-ТВ: у них всё равно возможностей больше

    Увлечение "художественностью". Тот же котлас`ский шедевр: Вода...
Ромашки... Мэн с мечом уходит вдаль... Долго уходит, потому что в эту самую
даль... Опять уходит, но замедленно... Ромашки... Береза... Мэн почти ушел
вдаль... Опять ромашки... Вода... Мэн встаёт из травы... Мэн встаёт из
травы в замедленном темпе... Ромашки... Мэн идёт из дали... Берёза...
    Нет, конечно художественность нужна. Но явно не такая, когда зритель в
общем- то уже понял, что хочет сказать режиссёр, а тот всё "говорит" и
"говорит" в нудной и косноязычной манере.
    Или вот казанское "кыно" про Елену. То ли попытка сделать стёб, то ли
попытка вполне всерьёз снять фильм - в любом случае, попытка неудачная. Эту
"фильму" спасает только вторая часть, про то как снимали - вот это
действительно получилось интересно.
    Говоря словами Остапа Бендера - "Будьте проще, и люди сами потянутся к
вам!"

    "Жалко резать". Я на сто процентов уверен, что все едут снимать, чтобы
потом как следует всё смонтировать, неудачное вырезать, удачное оставить...
А потом выясняется, что вырезать жалко. Вот абсолютно всё вырезать и жалко.
    И тот кадр хочется оставить ("Как же! Там же есть Вася!") и этот надо бы
сохранить ("Я же туда три часа топал, что, зря что ли?"), и вон та сцена
обязательно должна быть ("Но это же ночной штурм Ангбанда! Мало ли что
ничего не понятно, но здесь ведь ключевой момент! Вот это серое пятно на
сером фоне - это ж знаменитая балинская "черепаха"! Если ее не показать,
все ж обидятся!")
    Для преодоления трабла советую... А что тут советовать? И так всё понятно.

    Качество тиражирования. Беда в основном относится к самопальным
"видеоклипам". Когда "клип" монтируется с элементами с покупных кассет, или
из кусков где-то уже пару раз переписаных записей, то на кассете самого
создателя может быть всё ещё почти хорошо. Но при следующей переписи
вставные элементы переходят тот критический предел, когда качество начинает
падать очень заметно. И в результате: вот ролик-презентация игры
"Завоевание рая". Туда-сюда годные кадры, снятые оператором перемежаются со
вставками из фильмов, где напрочь плывет цвет и дёргаются строки. И всё
впечатление смазывается напрочь.
    Лечится либо обильными финансовыми иньекциями на аппаратуру, либо же, как
паллитив, опять же наступлением на горло песне. Увы - но в данном случае
лучше никак, чем плохо.

    Предвижу голос из зала, с заявлением типа - эко разворчался! Чего хорошего
скажи!

    Скажу, скажу. Hапример радует, что почти нет беды моего школьного детства -
увидев, что тебя снимают, объекты внимания сразу начинать корчить рожи и
размахивать руками, отталкивая друг друга. Это принципиальное отличие
поколений, и это не может не радовать.
    Есть прекрасно снятые эпизоды, и впечатляющие кадры, которые если ловились
специально - то честь и хвала ловившим.

    Hо по большому счету - снимать игры пока никто как следует не умеет. Это
грустно. Впрочем, когда-нибудь я стану совсем большой, и у меня будет много
денег. Куплю тогда себе камеру, и вот тогда-то почтеннейшая публика с
полным моральным правом сможет припомнить мне эту статью. Обещаю -
брыкаться и звать милицию не буду.

Вернуться на страницу "Ролевые игры"
Вернуться к содержанию