Надо сказать,
что с исторической реконструкцией у меня отношения достаточно странные.
С одной стороны - оно вроде бы как интересно и завлекательно, а с другой
- как сказал один из деятелей реконструкторского движения: "когда я тебя,
Леха, в исторически-адекватном прикиде увижу, я себе задницу побрею!".
Ну, а если говорить более серьезно, то реконструкторы у меня вызывают чувство
глубокого уважения по своей серьезности и замороченности, и в то же время
ровно так же серьезность и замороченость меня от них и отпугивает.
Такое длинное
вступление необходимо для того, чтобы читатель понял: факт моей поездки
на "фестиваль средневековой культуры" в белорусский город Новогрудок -
событие отнюдь не закономерное, а наоборот, случайное. Помещая своем подметном
листке по имени "Тверда Копия" поместил большой рекламный материал об этом
фестивале, я рассчитывал, что кто-нибудь интересующийся как соберется,
да как поедет, да как расскажет потом об этом... И при этом я совершенно
точно был уверен, что этим "кем-то" буду не я.
В этой уверенности я пребывал до "дня Д-3" (то есть до среды, а начало - в субботу), и вдруг понял, что очень хочу на этот фестиваль. Причем хочу совершенно иррационально, без каких-то серьезных на то причин - одолженная видеокамера (отдельное спасибо Игорю Жданову) была следствием желания попасть на "Новогрудок-2000", а вовсе не причиной его. Плюс к тому выяснилось, что от клуба "Братина" туда и обратно идет автобус, в котором есть места ... Словом, в итоге получилось, что жертвой собственной рекламы сам и я стал. И на себе проверил, стоило ли доверять рекламе.
Для начала замечу,
что автобус - это конечно типа круто и все такое: сидишь на мягком, глядишь
хочешь в окно, а хочешь на видак, едешь прямо не место, а не мечешься с
поезда на местный транспорт в неизвестном направлении... Но тем не менее
эта дорога меня умучала. То ли место мне досталось на редкость неудачное,
перед кожухом колеса, то ли просто старенький стал, привередливый - но
"некст тайм тру бай трейн!", как пишут в мультфильмах от "Ворнер Бразерс".
Сам по себе
Новогрудок оказался маленьким и очень чистеньким и аккуратным городком
(чистота и аккуратность - это до начала фестиваля). Расположен он на холме
(второе по высоте место в Белоруссии вообще),и в нем сохранились остатки
средневековой крепости и окружающего ее рва (ну очень остатки!). Собственно
эти остатки и общая историчность места была одной из причин того, что фестиваль
проводился именно здесь.
Рыцарский стан,
он же палаточный лагерь, разместили на берегу озера километрах в 4х от
города на берегу небольшого чистого озера, в котором, как обещалось, будет
можно купаться. (За купанием надзирал местный ОСВОД, который через некоторое
время впечатлился количеством пьяных, и формально купание запретил). Палатки
и шатры ставились ровными рядами на уставном противопожарном расстоянии
- впрочем москвичам из братиновского автобуса место отвели вне общих рядом,
а рядом в лесочке, в романтическом соседстве с мусорными баками. Но, с
другой стороны, и равнять палатки по ниточке никто не заставил, так что
"наш" лагерь являла собой резкий контраст с "регулярной" частью.
Почему я пишу
в кавычках слово "наш"? Да потому что, как я уже говорил в начале статьи,
с реконструкцией у меня отношения достаточно странные, и ощущать себя как
часть чего-то я не мог при всем желании. Да и у народа при всех ко мне
симпатиях была куча своих дел, так что оказался вроде бы и в толпе, и как
бы один одновременно. И ходил сам по себе, и снимал не для кого-то а для
самого себя, и вообще... Впрочем, от своей любимой персоны надо бы вернуться
к фестивалю.
Все мероприятия
должно были происходить в городе, куда участников должны были везти на
автобусах в сопровождении ДАI (Каковое ДАI заявило,
что у них топлива только на один рейс, и поэтому 400 приехавших пусть либо
едут одним рейсом трех автобусов, либо пусть добираются как хотят). Вообще,
с транспортом до города получилось некрасиво: многие клубы приехали на
нанятых частных автобусах, водилы которых отнюдь не горели желанием заниматься
благотворительностью. Некоторые вошли в положение, и все-таки приняли участие
в доставке народа до города и обратно, некоторые отказались, а некоторые
поставили условие: возим только "своих".
Впрочем, и сами
"свои" отнюдь не горели желанием предоставлять места "чужим": например
в автобус питерского клуба "Княжеская дружина" меня не пустили с криком
и воплями, мотивируя тем, что "сначала пусть реконструкторы сядут, люди
в железе под дождем мокнут", "на халяву все быстрые", "мы за это платили",
а "ты типа крутой, да с камерой"! И если с первым аргументом я готов был
согласиться, то все остальное прозвучало попросту пошлой руганью на коммунальной
кухне. От кого от кого, а вот от питерцев я такого не ожидал. Или, может
быть, я просто забыл, что Питер - город коммуналок?
Так что "лишним
людям" приходилось добираться до города, что называется, по способности.
Я, к примеру, на автобусе ездил только один раз, а все остальное - стопом,
или же пешком. Да и автобус тот принадлежал какому-то то ли литовскому,
то ли польскому клубу: когда я, все еще взвинченный после ругни с питерцами
влез в него и обратился к уже сидящим с речью - мол не будут ли благородные
доны оскорблены присутствием "бездоспешного", ответом мне была фраза на
непонятном языке и взмах рукой в смысле "да садись, чего в проходе стоишь".
Управлением, а правильней сказать, командованием, мероприятиями занимался г-н Олег Соколов ("Можете называть меня просто Сир!"), президент "федерации военно-исторических клубов", о каковой федерации немалая часть участников - членов помянутых клубов - слышала первый раз в жизни. Облаченный во французский королевский костюм, Сир Соколов, похоже, действительно время от времени начинал воображать себя королем, и его распоряжения приобретали этакую милую феодально-фельдфебельскую интонацию. В своих грезах он, видимо, воображал "доспешных" участников фестиваля своими верными войсками, а "хромых, кривых, бездоспешных и прочих фотографов" - никчемным быдлом, путающимся у доблестных войск под ногами...
Доблестные войска сира Соколова на построении.
Сам он в кадр не попал - будем считать это маленькой местью за "хромых,
убогих и фотографов".
Впрочем и сами доблестные войска тоже были отнюдь не счастливы оказаться под таким командованием, и выступления "Красной Шапочки" (так вскоре стали называть Сира) встречали с иронией, или с раздражением. До бунта, правда дело не дошло, и распоряжения "короля" исполнялись, и программа выполнялась - на радость многотысячной (это не преувеличение) толпе туристов со всей Белоруссии, приехавших кто автобусом, кто на машине, кто на велосипеде...
Собственно у
программы было две части: культурная (выступления музыкальных коллективов)
и "рыцарская": сражения, конный турнир, показательные выступления, и прочие
ратные забавы. Публика с одинаковым интересом воспринимала и то, и другое,
но была разница: если для музыкантов это было работой (Из подслушанного
в автобусе: "все нормально: нам башляют - мы играем!"), то участники-бойцы
по идее, должны были заниматься выступлениями для собственного удовольствия.
Не знаю, какая здесь принципиальная разница: и то и другое было средством
привлечения у развлечения помянутых туристов.
"Боевых" событий
было: дневной "бугурт" (групповое сражение у небольшой стенки), конный
турнир, ночной "бугурт" (по эгладски это бы называлось "стенка") на городской
площади, и наконец, на второй день - инсценировка атаки крепости Новогрудок
крестоносной армией с последующим отбиванием этой армии русско-литовскими
войсками. Именно она должна была быть кульминацией всего фестиваля, как
по настроению, так и по зрелищности...
Однако получилось
несколько по-другому. В субботу все шло неплохо, хотя и очень растянуто
по времени: час представление клубов. Потом час перерыв, во время которого
публика сидит на холме, ожидая хоть каких-то событий. Потом два часа -
музыкальная программа и "бугурт" (коллективный бой) одновременно, и еще
часа два перерыва. Потом конный турнир (душераздирающее, надо заметить,
зрелище - большая часть лошадей элементарно боялись приближаться друг к
другу) и около трех часов до ночного бугурта опять надо занять ничем. Правда,
сам ночной бугурт был хорош: блестящие в лучах фонарей доспехи, грохот
железа, живая музыка со сцены (Гитарист вошел в раж, и выдал несколько
аккордов "Дыма над водой" в фолк-обработке). Правда увидеть это все было
очень трудно: зрителей было столько, что некоторым пришлось залезать в
буквальном смысле слова на крыши.
Но тем не менее
то там, то сям, то так, то эдак, то одна мелочь, то другая... Словом, за
субботу у "верных войск Сира Соколова" энтузиазм несколько поутих. Как-то
так получилось, что они, господа доспешные участники, оказались отнюдь
не главными на этом фестивале, а скорее неким инструментом, которым кто-то
сделал какое-то дело. Возможно, вполне благое - ну, например, убедил власти,
что реконструкторское движение это здорово, и что его надо поддерживать
морально и финансово... Но тем не менее, к утру воскресенья неудовольствие
чувствовалось. К нему добавился прошедший ночью дождь - и в результате
штурм крепости превратился в среднего уровня показуху.
Рыцари неторопливо
лезли на высокий, крутой холм, а добравшись доверху без большого энтузиазма
махали мечами - да и какой там энтузиазм, когда заранее разнаряжено, сколько
времени все продлится, и сколько "тел" должно остаться. На видеозаписи,
сделанной с вершины холма хорошо виден, к примеру, рыцарь, мерно молотящий
мечом по деревянной перекладине ворот: правильно, какая разница: снизу
видно, что меч мелькает, и ладно. Прорвавшихся (против сценария) в крепость
аккуратно выпускали обратно, некоторые просто стояли и глядели на махалово,
катапульта до замка просто не достреливала, а трубные сигналы горниста
почему-то вызвали в памяти выражение "пердячий рог"...
Впрочем, сражение у подножья холма - крестоносцы против деблокирующих войск - получилось гораздо более живым, и в основном благодаря именно ему, а не "сражению при крепостной стене" общее впечатление от инсценировки оказалось неплохим. Даже хриплые выкрики Сира Соколова (в микрофон), от избытка чувств время от времени переходящего на французский выглядели достаточно к месту: ну король, ну орет на свои войска - все исторично!
Финальным аккордом
фестиваля должен был быть "пир" в рыцарском стане, с обещанным пивом и
кабанами от спонсоров. Само собой, что остаться на этот пир могли в основном
белорусы, а всякого рода москвичи-питерцы и прочие были вынуждены пожелать
остающимся "приятного аппетита" и свалить задолго до его начала. Дополнительным
впечатлением оказалось то, что несмотря на ранее розданные посулы типа
"транспорта до станции" уехать из Новогрудка оказалось в разы сложнее чем
приехать туда: "мастерских автобусов" заведомо не хватало даже на "своих",
так что там о "чужих" говорить... Несколько человек из Москвы таким образом
реально не успели на поезд. Кто-то пошел трассой, кто-то вписался на наш
автобус - разумеется не бесплатно и разумеется не за счет "спонсоров"...
Итого: я не
жалею, что съездил на "Новогрудок-2000". Но это вовсе не значит, что я
доволен абсолютно всем, что я увидел там. И если в следующий раз я поеду
туда - это опять будет не закономерным событием, а случайностью...