Новогрудок-2000:
блеск и не-блеск исторической реконструкции

    Надо сказать, что с исторической реконструкцией у меня отношения достаточно странные. С одной стороны - оно вроде бы как интересно и завлекательно, а с другой - как сказал один из деятелей реконструкторского движения: "когда я тебя, Леха, в исторически-адекватном прикиде увижу, я себе задницу побрею!". Ну, а если говорить более серьезно, то реконструкторы у меня вызывают чувство глубокого уважения по своей серьезности и замороченности, и в то же время ровно так же серьезность и замороченость меня от них и отпугивает.
    Такое длинное вступление необходимо для того, чтобы читатель понял: факт моей поездки на "фестиваль средневековой культуры" в белорусский город Новогрудок - событие отнюдь не закономерное, а наоборот, случайное. Помещая своем подметном листке по имени "Тверда Копия" поместил большой рекламный материал об этом фестивале, я рассчитывал, что кто-нибудь интересующийся как соберется, да как поедет, да как расскажет потом об этом... И при этом я совершенно точно был уверен, что этим "кем-то" буду не я.

    В этой уверенности я пребывал до "дня Д-3" (то есть до среды, а начало - в субботу), и вдруг понял, что очень хочу на этот фестиваль. Причем хочу совершенно иррационально, без каких-то серьезных на то причин - одолженная видеокамера (отдельное спасибо Игорю Жданову) была следствием желания попасть на "Новогрудок-2000", а вовсе не причиной его. Плюс к тому выяснилось, что от клуба "Братина" туда и обратно идет автобус, в котором есть места ... Словом, в итоге получилось, что жертвой собственной рекламы сам и я стал. И на себе проверил, стоило ли доверять рекламе.

    Для начала замечу, что автобус - это конечно типа круто и все такое: сидишь на мягком, глядишь хочешь в окно, а хочешь на видак, едешь прямо не место, а не мечешься с поезда на местный транспорт в неизвестном направлении... Но тем не менее эта дорога меня умучала. То ли место мне досталось на редкость неудачное, перед кожухом колеса, то ли просто старенький стал, привередливый - но "некст тайм тру бай трейн!", как пишут в мультфильмах от "Ворнер Бразерс".
    Сам по себе Новогрудок оказался маленьким и очень чистеньким и аккуратным городком (чистота и аккуратность - это до начала фестиваля). Расположен он на холме (второе по высоте место в Белоруссии вообще),и в нем сохранились остатки средневековой крепости и окружающего ее рва (ну очень остатки!). Собственно эти остатки и общая историчность места была одной из причин того, что фестиваль проводился именно здесь.
    Рыцарский стан, он же палаточный лагерь, разместили на берегу озера километрах в 4х от города на берегу небольшого чистого озера, в котором, как обещалось, будет можно купаться. (За купанием надзирал местный ОСВОД, который через некоторое время впечатлился количеством пьяных, и формально купание запретил). Палатки и шатры ставились ровными рядами на уставном противопожарном расстоянии - впрочем москвичам из братиновского автобуса место отвели вне общих рядом, а рядом в лесочке, в романтическом соседстве с мусорными баками. Но, с другой стороны, и равнять палатки по ниточке никто не заставил, так что "наш" лагерь являла собой резкий контраст с "регулярной" частью.
    Почему я пишу в кавычках слово "наш"? Да потому что, как я уже говорил в начале статьи, с реконструкцией у меня отношения достаточно странные, и ощущать себя как часть чего-то я не мог при всем желании. Да и у народа при всех ко мне симпатиях была куча своих дел, так что оказался вроде бы и в толпе, и как бы один одновременно. И ходил сам по себе, и снимал не для кого-то а для самого себя, и вообще... Впрочем, от своей любимой персоны надо бы вернуться к фестивалю.

    Все мероприятия должно были происходить в городе, куда участников должны были везти на автобусах в     сопровождении ДАI (Каковое ДАI заявило, что у них топлива только на один рейс, и поэтому 400 приехавших пусть либо едут одним рейсом трех автобусов, либо пусть добираются как хотят). Вообще, с транспортом до города получилось некрасиво: многие клубы приехали на нанятых частных автобусах, водилы которых отнюдь не горели желанием заниматься благотворительностью. Некоторые вошли в положение, и все-таки приняли участие в доставке народа до города и обратно, некоторые отказались, а некоторые поставили условие: возим только "своих".
    Впрочем, и сами "свои" отнюдь не горели желанием предоставлять места "чужим": например в автобус питерского клуба "Княжеская дружина" меня не пустили с криком и воплями, мотивируя тем, что "сначала пусть реконструкторы сядут, люди в железе под дождем мокнут", "на халяву все быстрые", "мы за это платили", а "ты типа крутой, да с камерой"! И если с первым аргументом я готов был согласиться, то все остальное прозвучало попросту пошлой руганью на коммунальной кухне. От кого от кого, а вот от питерцев я такого не ожидал. Или, может быть, я просто забыл, что Питер - город коммуналок?
    Так что "лишним людям" приходилось добираться до города, что называется, по способности. Я, к примеру, на автобусе ездил только один раз, а все остальное - стопом, или же пешком. Да и автобус тот принадлежал какому-то то ли литовскому, то ли польскому клубу: когда я, все еще взвинченный после ругни с питерцами влез в него и обратился к уже сидящим с речью - мол не будут ли благородные доны оскорблены присутствием "бездоспешного", ответом мне была фраза на непонятном языке и взмах рукой в смысле "да садись, чего в проходе стоишь".

    Управлением, а правильней сказать, командованием, мероприятиями занимался г-н Олег Соколов ("Можете называть меня просто Сир!"), президент "федерации военно-исторических клубов", о каковой федерации немалая часть участников - членов помянутых клубов - слышала первый раз в жизни. Облаченный во французский королевский костюм, Сир Соколов, похоже, действительно время от времени начинал воображать себя королем, и его распоряжения приобретали этакую милую феодально-фельдфебельскую интонацию. В своих грезах он, видимо, воображал "доспешных" участников фестиваля своими верными войсками, а "хромых, кривых, бездоспешных и прочих фотографов" - никчемным быдлом, путающимся у доблестных войск под ногами...


Доблестные войска сира Соколова на построении. Сам он в кадр не попал - будем считать это маленькой местью за "хромых, убогих и фотографов".

    Впрочем и сами доблестные войска тоже были отнюдь не счастливы оказаться под таким командованием, и выступления "Красной Шапочки" (так вскоре стали называть Сира) встречали с иронией, или с раздражением. До бунта, правда дело не дошло, и распоряжения "короля" исполнялись, и программа выполнялась - на радость многотысячной (это не преувеличение) толпе туристов со всей Белоруссии, приехавших кто автобусом, кто на машине, кто на велосипеде...

    Собственно у программы было две части: культурная (выступления музыкальных коллективов) и "рыцарская": сражения, конный турнир, показательные выступления, и прочие ратные забавы. Публика с одинаковым интересом воспринимала и то, и другое, но была разница: если для музыкантов это было работой (Из подслушанного в автобусе: "все нормально: нам башляют - мы играем!"), то участники-бойцы по идее, должны были заниматься выступлениями для собственного удовольствия. Не знаю, какая здесь принципиальная разница: и то и другое было средством привлечения у развлечения помянутых туристов.
    "Боевых" событий было: дневной "бугурт" (групповое сражение у небольшой стенки), конный турнир, ночной "бугурт" (по эгладски это бы называлось "стенка") на городской площади, и наконец, на второй день - инсценировка атаки крепости Новогрудок крестоносной армией с последующим отбиванием этой армии русско-литовскими войсками. Именно она должна была быть кульминацией всего фестиваля, как по настроению, так и по зрелищности...


Музыкальная программа сопровождалась всяческими плясками, в которых участвовали и  прекрасные дамы, приехавшие на фестиваль, и зрители-туристы.

    Однако получилось несколько по-другому. В субботу все шло неплохо, хотя и очень растянуто по времени: час представление клубов. Потом час перерыв, во время которого публика сидит на холме, ожидая хоть каких-то событий. Потом два часа - музыкальная программа и "бугурт" (коллективный бой) одновременно, и еще часа два перерыва. Потом конный турнир (душераздирающее, надо заметить, зрелище - большая часть лошадей элементарно боялись приближаться друг к другу) и около трех часов до ночного бугурта опять надо занять ничем. Правда, сам ночной бугурт был хорош: блестящие в лучах фонарей доспехи, грохот железа, живая музыка со сцены (Гитарист вошел в раж, и выдал несколько аккордов "Дыма над водой" в фолк-обработке). Правда увидеть это все было очень трудно: зрителей было столько, что некоторым пришлось залезать в буквальном смысле слова на крыши.
    Но тем не менее то там, то сям, то так, то эдак, то одна мелочь, то другая... Словом, за субботу у "верных войск Сира Соколова" энтузиазм несколько поутих. Как-то так получилось, что они, господа доспешные участники, оказались отнюдь не главными на этом фестивале, а скорее неким инструментом, которым кто-то сделал какое-то дело. Возможно, вполне благое - ну, например, убедил власти, что реконструкторское движение это здорово, и что его надо поддерживать морально и финансово... Но тем не менее, к утру воскресенья неудовольствие чувствовалось. К нему добавился прошедший ночью дождь - и в результате штурм крепости превратился в среднего уровня показуху.
    Рыцари неторопливо лезли на высокий, крутой холм, а добравшись доверху без большого энтузиазма махали мечами - да и какой там энтузиазм, когда заранее разнаряжено, сколько времени все продлится, и сколько "тел" должно остаться. На видеозаписи, сделанной с вершины холма хорошо виден, к примеру, рыцарь, мерно молотящий мечом по деревянной перекладине ворот: правильно, какая разница: снизу видно, что меч мелькает, и ладно. Прорвавшихся (против сценария) в крепость аккуратно выпускали обратно, некоторые просто стояли и глядели на махалово, катапульта до замка просто не достреливала, а трубные сигналы горниста почему-то вызвали в памяти выражение "пердячий рог"...


Подобраться ближе, чтобы сделать более крупноплановую фотографию мне, к сожалению, не удалось. Но зато в таком ракурсе можно оценить и крутизну склона, и его высоту. А вот количество зрителей на противоположном склоне по этому кадру оценивать не стоит: на нем видна лишь малая их часть.

    Впрочем, сражение у подножья холма - крестоносцы против деблокирующих войск - получилось гораздо более живым, и в основном благодаря именно ему, а не "сражению при крепостной стене" общее впечатление от инсценировки оказалось неплохим. Даже хриплые выкрики Сира Соколова (в микрофон), от избытка чувств время от времени переходящего на французский выглядели достаточно к месту: ну король, ну орет на свои войска - все исторично!

    Финальным аккордом фестиваля должен был быть "пир" в рыцарском стане, с обещанным пивом и кабанами от спонсоров. Само собой, что остаться на этот пир могли в основном белорусы, а всякого рода москвичи-питерцы и прочие были вынуждены пожелать остающимся "приятного аппетита" и свалить задолго до его начала. Дополнительным впечатлением оказалось то, что несмотря на ранее розданные посулы типа "транспорта до станции" уехать из Новогрудка оказалось в разы сложнее чем приехать туда: "мастерских автобусов" заведомо не хватало даже на "своих", так что там о "чужих" говорить... Несколько человек из Москвы таким образом реально не успели на поезд. Кто-то пошел трассой, кто-то вписался на наш автобус - разумеется не бесплатно и разумеется не за счет "спонсоров"...
 
    Итого: я не жалею, что съездил на "Новогрудок-2000". Но это вовсе не значит, что я доволен абсолютно всем, что я увидел там. И если в следующий раз я поеду туда - это опять будет не закономерным событием, а случайностью...

Вернуться на страницу "Ролевые игры"
Вернуться к содержанию